Мыслите и существуйте
336
6
20.10.2020
Перефразируя Окуджаву, каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу, а также книгу и фильм. В этой статье речь пойдет о кинокартинах определенного рода. Вероятно, они нравятся не всем, не каждый согласен с их основными идеями, но знать эти фильмы следует. Ниже представлены семь картин эзотерической и религиозной тематики, которые помогут вам не только расширить кругозор, но и отчасти разобраться в себе.
На первое место в списке фильмов такого рода следует поставить картину «Последнее искушение Христа». Не потому, что она лучше прочих, просто этот сюжет наиболее близок европейской культуре. Мартин Скорсезе, решивший экранизировать роман Никоса Казандзакиса «Последнее искушение», подвергся осуждению многих религиозных деятелей. Такая реакция была ожидаема и в некоторой степени понятна: сюжет картины расходится с версией Святого Писания, которую принято считать неоспоримой.
В фильме Иисус Христос, плотник из Иудеи, занимается изготовкой крестов, на которых впоследствии будут распинать преступников. Он слышит голос, направляющий его, но не понимает, кому он принадлежит: богу или дьяволу. Иисус осознает, что дело, которым он зарабатывает на жизнь, недостойно доброго человека, и, оставив родной дом и город, отправляется в странствие. С ним идет Иуда, верный спутник, упрекающий его за сотрудничество с бесчеловечными властями.
Иисус Скорсезе человечен настолько, насколько это возможно. Многие верующие сочли как фильм, так и роман богохульством, однако маловероятно, что подобный подход к показу христианских догм является попыткой осмеять святое. Отнюдь! Это лишь желание показать, насколько близки мы к богу. Он в каждом из нас. Христос обладает недостатками, которые присущи большинству людей, и в то же время он Мессия. Грешное и святое уживаются в его душе, как и у любого другого человека. Важно осознавать это и стараться держать свою дурную половину в узде. Царство Божие открывается идущим, ищущим.
Фильм, не менее познавательный, чем предыдущий, называется «Человек с Земли». Профессор Олдман, пожилой ученый, вдруг решает покинуть насиженное место, и, узнав о его переезде, к нему на прощальную вечеринку приходят коллеги и друзья. Каково же их удивление, когда внезапно выясняется, что профессор живет уже 14 тысяч лет!
В отличие от картины Скорсезе, «Человек с Земли», являясь фактически оторванным от реальности фильмом, был воспринят критиками лучше, и рассматривался в основном с художественной позиции, а не с религиозной. Осознавая задачу фантастики — показ проблем современного общества с помощью небывалых фабульных ходов и удивительных героев или мест — Ричард Шенкман, режиссер фильма, постарался показать мирное сосуществование последователей многих верований — от ислама до индуизма.
Первые два фильма освещали в основном христианские ценности. Теперь же рассмотрим картину «Самсара» (режиссер — Пан Налин), действие которой происходит в буддистском монастыре, куда после долгой медитации возвращается молодой монах. За терпение и прилежность его награждают громким титулом, но жизнь в стенах монастыря юноше не по душе. В сущности, это история блудного сына: молодой человек сбивается с дороги, грешит так, будто никогда не был монахом, однако все же возвращается в «отчий дом», получив предсмертную записку наставника и осознав, сколько ошибок совершил.
Основная тема картины — потакание порокам. Фильм хорошо иллюстрирует так называемый «цепочный» принцип: грехи следуют один за другим. За жадностью вожделение, за вожделением — прелюбодеяние и так далее. Остановиться, порвать цепь практически невозможно.
Также следует вспомнить фильм Банмея Такахаси «Дзен». Фабула отчасти напоминает фабулу «Самсары». В центре сюжета молодой послушник Доген, отправившийся из родной Японии в Китай в поисках истины. Встреча с монахом, последователем дзен-буддизма, кардинально меняет его жизнь. Доген возвращается в Японию просветленным в надежде вдохновить этим учением окружающих. Его попытки увенчиваются успехом — по сей день у Догена, всемирно известного патриарха дзен, есть миллионы последователей.
Фильм — своеобразная инструкция по обретению душевного спокойствия. Он полностью отражает философию данного учения. Это безмятежность и благодать, которые можно привнести во внешний мир только в том случае, если они правят внутренним. Как грязная вода должна быть очищена от примесей, песка и глины, так и человеческий разум должен быть очищен от сомнений, страха и злобы.
В ряд фильмов, расширяющих сознание, можно включить и картину «Сиддхартха», поставленную по одноименному роману Германа Гессе. Режиссер Конрад Рукс постарался максимально ярко и наглядно показать путь молодого брамина к Будде — поиск просветления. Цель героя — обретение свободы. Но однажды юноша понимает, что все усилия приводят к противоположному результату, лишь укрепляя его эго. Молодой человек решает следовать мирским путем, но и здесь его подстерегает неудача.
В сущности, фильм посвящен поиску золотой середины. Далеко не каждый человек способен жить, отвернувшись и закрывшись от мира, полностью посвятив себя вере, но и не каждого устроит праздное существование мирянина, не озабоченного поисками верного духовного пути. Однако зачем кидаться в крайности? Главный герой в конце концов видит этот срединный путь. Идея фильма — концентрация на сегодняшнем дне, благодаря которой можно достичь абсолютной внутренней гармонии.
Самое время вспомнить о еще одной картине похожей направленности — «Мирный воин». Фильм раскрывает основную идею большинства восточных верований. Главный герой фильма — юноша по имени Дэн Миллмэн — талантливый гимнаст. К сожалению, он не только одарен, но и очень самонадеян. Привыкнув к тому, что все в жизни он получает легко и быстро, молодой человек планирует выступить на Олимпийских играх.
Его привлекают яркие девушки, дорогостоящие машины, деньги. Его досуг — шумные вечеринки. Однако шикарная жизнь однажды заканчивается: юноша попадает в аварию и, получив серьезную травму, вынужден отказаться от честолюбивых мечтаний. Дэн в отчаянии, но встреча с загадочным незнакомцем по имени Сократ переворачивает мир молодого человека с ног на голову.
Что касается философии фильма, то лучше всего ее описывает выражение «живи здесь и сейчас». Но не значит, что нужно перестать думать о будущем и анализировать ошибки прошлого — фильм лишь напоминает зрителю, как прекрасно настоящее, о котором люди зачастую забывают, слишком глубоко погружаясь в воспоминания или планы.
Психотерапевты не зря советуют чаще думать о сегодняшнем дне — чрезмерная сосредоточенность на прошлом или будущем и является причиной большинства наших страхов. В последние годы этот способ улучшения собственной жизни стал крайне популярен. Западные исследователи, как один, склоняются к мысли, что концентрация на настоящем моменте способна избавить от депрессии, снять усталость, помочь расслабиться как психологически, так и физически. Метод тесно связан с древними медитативными техниками, особенно распространенными на Востоке.
Интересен также и фильм, снятый в традициях индуизма — «Я — Бог». Фабула фильма довольно проста: отец, не видевшийся с сыном последние годы, вернулся в город, но к своему ужасу и стыду узнал, что его сын стал членом религиозного течения Агхора (одно из направлений радикального шиваизма).
Картина, следует заметить, крайне нетипичная для индийского кино. Европейцы привыкли, что индийские фильмы в определенной степени наивны — яркая картинка, гиперболизированные эмоции, гротескные герои и, разумеется, цветастые наряды. Отчасти даже современное индийское кино напоминает американское телевидение шестидесятых годов.
Следует понимать, что популярность таких фильмов в Индии обоснована, прежде всего, желанием увидеть в кино то, чего нет в жизни: индийцы живут довольно бедно и очень тяжело, вполне естественно, что обывателям хочется отдохнуть от социальных реалий хотя бы при просмотре фильма. Но «Я – Бог» — картина совершенно иной категории. Жестокость, показанная там, не нова, но она изображена неожиданно честно, сконцентрирована в одном человеке. Он представляет собой руку Бога. Руку карающую. И его миссию не смог бы выполнить добрый человеколюбивый монах. В этом и кроется замысел фильма: каждому своему созданию Бог уготовил собственный путь и роль, отказываться от которой нельзя. Любой человек по-своему необходим — и суровый воин, и добродетельный отшельник.
«Я — Бог» завершает короткий список картин, рекомендованных к просмотру. Конечно, ограничиваться только этими картинами не стоит. Снято множество других хороших вещей, но семь перечисленных фильмов примечательны достойной режиссерской, сценарной и операторской работой и независимо от вкусовых предпочтений будут интересны большинству зрителей.
Автор