12 вопросов к православному батюшке
672
10
20.10.2020
1. Является ли самоубийство грехом?
Почему христианская религия самоубийство считает наитягчайшим грехом, но оно особо не порицается в Ветхом Завете, а порой и одобряется там? Неужели только из-за Иуды?
Нет, конечно. Грех – это болезнь. Каждый грех, совершенный человеком, наносит его душе какую-то рану. А большие грехи наносят серьезные повреждения. И пока человек жив, у него есть возможность измениться, то есть покаяться.
Покаяние – это перемена. Когда человек умирает, он уходит в вечность, а там такой перемены, как здесь, быть не может. Здесь же человек может покаяться и стать другим. Здесь мы меняемся: у нас есть вчера, сегодня, завтра… Мы постоянно находимся в изменяющемся мире, мы находимся во времени. А когда человек умирает, он уходит от этого меняющегося мира и от времени. И покаяться, измениться уже нельзя!
Когда человек совершает самоубийство, он этим наносит сам себе ужасную рану, потому что убийство – это вообще плохо (вспомним Раскольникова). А убивать самого себя – это еще и противоестественно, потому что нам свойственен инстинкт самосохранения на уровне подсознания. Совершая самоубийство, человек идет против всего: против естества, против инстинктов, он наносит себе кошмарную рану! И с этим человек уходит в вечность. Поэтому суицид - это ужаснейший грех в том смысле, что уже нельзя ничего изменить, поправить.
Но ситуации бывают разные: есть, например, кодекс чести самураев. Японская Православная Церковь существует на территории страны, культура которой подразумевает самоубийство не как что-то ужасное, а как что-то хорошее. Это не поощряется, но это кодекс чести. Самурай должен так поступить, и это считается правильным. А если он этого не сделает, тогда это плохо.
Поэтому в Японии совершенно другое отношение к такому явлению, как суицид. Там совершенно другая культура, совершенно другой менталитет народа. А для нас главное – душа человека, ее спасение.
2. Кто такой Бог?
Бог очень прост, Он - сама простота. Но в этом-то и сложность. Когда мы пытаемся дать кому-то или чему-то определение, то обычно сложные вещи мы разделяем на маленькие фрагментики, и каждый из них более прост, чем все целое. И тогда мы без проблем даем определение.
А когда вещь настолько проста, что неделима, то есть она - сама основа, то определить ее невозможно, она не поддается определению. Сама простота: Бог есть любовь, Бог есть свет, Бог есть добро, радость, жизнь. Но это не значит, что любовь - это Бог, свет - это Бог, жизнь - это Бог. Понимаете? Это не поддается объяснению. Мы можем сказать, что Бог – это личность, имеющая волю, полную свободу действий, могущество. Бог - личность, но это не означает, что любая личность - это Бог.
3. Как умирающих напутствуют перед смертью?
Что сказать умирающему? Все зависит от самих умирающих. Потому что напутствие перед смертью - это ответ на их желание. Если человек верующий, старается жить в мире с Богом, с Церковью, со своей совестью, по Божиим заповедям, старается соблюдать благочестие, то когда выясняется, что он, например, смертельно болен, то он не теряется. Такой человек не впадает в панику, в депрессию, в озлобленность по отношению к тем, кто не заболел. Человек понимает так: «Значит, пришло мое время, пора подводить итоги».
И он начинает готовиться к своему исходу, завершает дела, просит, чтобы пригласили священника, или сам приходит в храм, если он еще в силах. Исповедуется, приносит покаяние за свои грехи. Желательно, чтобы это действительно была глубокая исповедь - за всю свою жизнь. Мало ли что в этой жизни было...
Если человек регулярно заглядывал в свою совесть, то есть не только в последний момент спохватился, а именно постоянно был внимателен к своей душе, то для него это сделать не так сложно в сравнении с тем, кто жил, особо не задумываясь.
Итак, человек приносит покаяние, исповедуется. Священник его соборует и после этого причащает. Вот, собственно, и вся история. Напутствие - это когда человек причащается. Но это не значит, что он должен причащаться только на смертном одре. Человек всегда должен с этим жить, постоянно к этому прибегать, причащаться как можно чаще, во всяком случае, регулярно. А уж перед смертью - тем паче.
4. Как узнают, святой человек или нет?
Возьмем, например, Николая Угодника или любого другого святого.
Во-первых, такого человека людям являет Господь, открывает нам его через какие-то чудеса. Например, человек умер, и на его могиле совершаются чудеса.
Во-вторых, люди же все-таки умные, они могут увидеть, соответствовал ли образ этого человека евангельскому идеалу или нет. У нас в основном чудеса являются основанием для прославления. Безукоризненная жизнь или конкретный подвиг мученичества, это первое. А второе – это чудеса. Бывают посмертные чудеса. Это значит, что Господь через молитвы этого человека совершает чудеса, исцеления. И это не должно вызывать никаких споров, все должно быть точно установлено.
5. Как Церковь относится к апокрифам?
Несколько лет назад западные археологи заявили, что нашли так называемое «Евангелие от Иуды», где написано, что он предал Иисуса по Его же просьбе.
Надо отметить, что есть масса апокрифов - творений неких людей, которые подписываются известными именами. Вроде «Евангелия от Иуды», «Евангелия от Петра», «Евангелия от Божией Матери», «Евангелия от Фомы», «Апокалипсиса Петра»…
Но Церковь их отвергла по разным причинам: либо потому, что это явные фальшивки, либо потому, что не посчитала богодухновенными. Например, в состав Нового Завета некоторое время входило «Послание Климента Римского к Коринфянам», которое затем было отвергнуто и исключено из канона новозаветных книг. «Пастырь Ерма» - тоже книга, претендовавшая на богодухновенность, но тоже исключенная. Их много…
Вся эта тема - следствие современных веяний, которые витают в воздухе. Люди слышат звон, но не знают, где он. Они впитывают сомнительную информацию и, считая себя людьми умными, начинают козырять фразами про НЛО, про различные Евангелия, чем смущают других людей.
На самом деле те, кто все это говорит, вообще ничего не понимают. Они не читали «Евангелие от Иуды», не читали «Евангелие от Петра». Они вообще никакого Евангелия не читали. Но хвалятся и бьют себя в грудь, выставляя себя знатоками Библии, знатоками истинного христианства. «Эти попы народ дурят», - вот их ничем не обоснованное мнение. С помощью таких произведений вы путь к Богу не найдете.
6. Что нужно говорить, когда в церкви ставишь свечку за близких?
Просто так свечку поставить - это ничего не значит. Свеча - это символ молитвы. Если вы хотите помолиться и поставить свечу как символ своей молитвы, то вы как раз и должны помолиться.
Что при этом нужно говорить? То, что у вас на душе, то, что ваше сердце переполняет, то и говорите. Можно своими словами молиться, некоторым так удобнее. Как хочется, так и говорите. Если своих слов не хватает, то можно молитвослов открыть и прочитать. Но эту молитву вы должны понимать и чувствовать.
Если вы откроете какую-то молитву, которую первый раз видите, и попробуете ее почитать, а там еще непонятные слова, то у вас просто получатся некие молитвенные упражнения, которые, может быть, призваны научить вас молиться. Но это не есть молитва. Важно, чтобы вы от сердца говорили с Богом, чтобы это было похоже на реальный разговор.
7. Как православному христианину относиться к тому, что жена содержит семью?
Никакой разницы нет, о ком идет речь: православном христианине, не христианине, атеисте. Мужчина – хозяин своей семьи, он должен ее содержать. Если так случилось, что он оказался уволенным, безработным, в течение короткого времени не смог найти работу, и жена содержит семью, то мужчине нужно просто стремиться к тому, чтобы найти себе работу. Пусть он меньше будет зарабатывать, но он все равно должен хоть что-то приносить в дом.
Есть такие семьи, в которых социальные роли меняются на диаметрально противоположные. Жена содержит семью, а муж - хозяин в доме, на кухне, с детьми. Такое тоже бывает. Люди как-то адаптируются, выживают. И ничего - живут нормально, любят друг друга. Такое тоже может быть. Если есть любовь, какая разница, кто сегодня больше денег принес.
Проблема в том, что для мужчины психологически тяжело, если эта ситуация из месяца в месяц повторяется. Тяжело осознавать, что его содержат. Мужская сущность такова, что именно он должен содержать, беспокоиться, за все отвечать. Это нормально. Тяжеловато бывает мужчине психологически пережить безденежье. Это природа, против нее не пойдешь. Если разово что-то случилось, и супруги друг друга поддержали – не проблема. Но когда это длится полгода, то это уже становится проблемой.
Одна женщина рассказывала, что когда у нее ребенок маленький болел, а ее зарплата была больше, то с ребенком в больнице лежал муж. И она ему безгранично благодарна за это. Но это особый случай. В связи с общей проблемой они решили так, что на время болезни ребенка лучше жене работать, а мужу сидеть на больничном.
Но когда синдром такой - это уже патология. Мужчина остался без работы, сначала он активно ищет новую, а потом потихонечку деградирует, превращается в человека, который уже ничего и не ищет. Он становится «диванным» жителем, который вообще ничего не зарабатывает и просто живет на зарплату жены. Вот это ненормальная ситуация.
8. Что делать, если не нравится священник?
Есть такая басня (может, это даже был реальный случай): к некоему архиерею приходит посыльный с приглашением. Архиерей взял пригласительный, посмотрел на посыльного и спрашивает: «А что же они тебя такого послали? Что, получше тебя не нашлось?» А посыльный отвечает: «Так хороших к хорошим послали, а меня вот - к тебе».
Так и с попами. Хороших попов к хорошим посылают. А к вам таких послали, так что любите их и жалуйте.
9. Когда и с чего начинать православное воспитание ребенка?
С самого маленького, с самого нежного возраста. Религиозное воспитание начинается тогда, когда родители приучают ребенка говорить «спасибо» за то, что его накормили, за какие-то другие вещи. Когда детей учат благодарить за вкусно приготовленную кашу, за то, что ему штаны помогли надеть - это уже начало религиозного воспитания. Потому что вера есть удел душ благодарных.
Если вы не научите ребенка благодарить, то вы его никогда не научите никакой религии вообще. Он вырастет нерелигиозным человеком. Потому что религиозный человек должен быть благодарен Богу, должен уметь в своей жизни увидеть что-то хорошее, за что можно воздать Богу хвалу и благодарность: «Боже, благодарю Тебя за все милости, которые Ты мне оказал».
Благодарность - это отличительная черта верующих людей. Если человек не благодарный, то он и верующим никогда не будет. Он может быть религиозным, может в Церковь ходить, но это будет не вера, а непонятно что. Воспитание благодарности - это действительно настоящее, религиозное воспитание.
Только не нужно навязчиво говорить ребенку про Бога, про душу. Это лишнее. Помните о том, что сначала душевное, а затем духовное. Сначала ребенок учится любить маму и папу, а потом уже - Бога. Сначала он учится благодарить маму, потом он учится благодарить Господа - в такой последовательности. Учить ребенка христианской жизни нужно своим примером, а не разговорами.
А вообще дети очень религиозны сами по себе. Как-то в один детский садик пришел батюшка, и детки сразу ему навстречу побежали: «Боженька пришел! Боженька пришел!» У них особое отношение к религиозным вещам. С чего это они решили, что Боженька пришел? Просто их души четко ощущают благодать. Взрослые не чувствуют, а дети чувствуют.
У них это все само проснется, от взрослого только требуется не задавить, не заглушить. Душа - по природе христианка, поэтому нужно создать ей все условия, чтобы развилось что-то прекрасное.
10. Почему человеческая раса всегда живет во вражде?
Потому что мы грешные, потому что грех живет в нас. Этой вражды не было в нас заложено изначально. Но все изменило грехопадение, которое описывается в Библии (в третьей главе Бытия). Это же не просто так: скушали плод, и Господь выгнал из Рая. Это нанесло колоссальное повреждение человеческой природе.
Семь миллиардов людей, населяющих планету, пытаются построить какие-то общества на основе общечеловеческих ценностей, на основе справедливости, мира, любви, добра и так далее. Но не получается, потому что грех живет в нас. Построить коммунизм или Царство Божье на земле - это априори невыполнимая задача.
Христос однажды сказал, что ученик не может быть выше своего учителя. Если уж у Христа, так скажем, не получилось... вернее, перед Ним такой задачи и не стояло, Он совсем для другого пришел. Но даже если Христа отвергли и распяли, то какими бы праведными мы ни были, у нас не получится создать здесь Царство Божье. Так что пока человечество существует, все время будут ссоры и вражда.
11. Почему в церкви свечи такие дорогие?
Они дорогие, потому что вы редко туда ходите. Если бы каждый православный человек, каждый крещенный хотя бы раз в месяц посещал храм и ставил несколько свечей за себя и родных, то за эти деньги можно было бы восстановить все церкви, организовать кучу всего и снизить цену до безобразия, буквально до копеек. Но вы приходите в церковь пару раз в год. Есть приходы, где прихожане берут сразу много свечей, оптом, и у них цена совершенно другая. Выдаем вам коммерческую тайну: для тех, кто редко ходит, цена «задрана» специально.
У Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» был отец Василий, который мечтал иметь свечной заводик в Самаре. Для него свечной заводик - это заветная мечта, потому что он считал, что это бесконечный источник дохода, можно жить потом себе припеваючи. И люди до сих пор полагают, что это так. Однако если разобраться, то свечной заводик сегодня может приносить не прибыль, а одну только головную боль.
Есть мафия, которая контролирует сырье для свечей. Если ты вхож в нее, у тебя есть доступ к сырью, то производство будет рентабельно, и ты сможешь производить свечи. Если ты не вхож туда, то тебе придется покупать сырье дороже. А из дорогого сырья ты можешь сделать только неконкурентоспособные свечи. При одинаковом качестве свечей у тебя они будут намного дороже, и их не будут покупать. Мафия, которая держит это сырье, - не церковная, но околоцерковная. Кто-то из бизнесменов на этом греет руки.
Вот реальная история: наши знакомые решили открыть такое производство. Они закупили оборудование, все сделали грамотно, а потом столкнулись с проблемой сырья. Изучили этот рынок вдоль и поперек. И пришлось производство закрывать, а оборудование - распродавать. Слава Богу, вышли с малыми потерями. У них было только одно желание - все распродать и закрыть эту тему раз и навсегда.
Люди, начитавшиеся Ильфа и Петрова и думающие, что свечной завод в Самаре или другом городе нашей необъятной Родины, это очень-очень прибыльно - сильно ошибаются. Оно прибыльно, если ты имеешь доступ к воску и другому сырью. Если нет - будешь без штанов, зато с большими трудовыми мозолями.
12. Можно ли молиться сидя?
Молитва есть разговор с Богом. Мы, конечно, Господа любим, уважаем, боимся, поэтому логичнее всего, конечно, молиться стоя. Но мы же дети Божии, мы же разговариваем с нашим Отцом. Конечно, Небесным, но Отцом. Почему бы нам и сидя не помолиться? Разумеется, если мы злоупотребляем этим, если это является плодом нашей расхлябанности, небрежения, то здесь хорошего ничего нет, потому что мы постепенно молиться совсем перестанем. Но иногда можно себе позволить и лежа помолиться, например, когда сильно устал или случилась какая-нибудь болезнь.
Кстати говоря, во время богослужения в храме есть молитвы, которые называются «седальны». Почему они так называются? Потому что во время их чтения люди сидят. Сидят во время чтения кафизм, кафизма означает «сидение». Это раздел псалтыри, а псалтырь - тоже молитва. А слово «акафист» имеет тот же корень, что и слово «кафизма» - «кафи». Буква «а» перед корнем имеет значение «не». Кафизма – сидеть. Акафист – не сидеть.
Так что если во время церковных молитв можно сидеть на кафизме, то уж и дома почитать правило тоже можно сидя. Молятся люди и в машинах: либо слушают электронные носители, либо вслух или мысленно проговаривают слова. Обстоятельства бывают разные. Например, Иона во чреве кита молился лежа, он вымаливал, чтобы кит выпустил его на свободу. И кит это сделал.
В общем, главное не то, в каком положении вы находитесь, а то, как горячо вы молитесь. Но при этом помните, что леность и расслабленность растут постепенно. И если вы замечаете, что начинаете проявлять какое-то небрежение во время молитвы, то лучше подняться и помолиться стоя.
Автор